ОБЗОРЫ
Современные представления о механизмах патогенеза ишемического инсульта расширились в результате исследования процессов нейровоспаления, немаловажную роль в котором играют матриксные металлопротеиназы (ММП). В обзоре охарактеризованы основные типы ММП, приведены актуальные данные о патофизиологической роли данной группы протеаз при острой ишемии головного мозга, имеющих разнонаправленное действие в зависимости от стадии заболевания. Клинические исследования, посвященные оценке роли ММП при ишемическом инсульте, в большинстве случаев основаны на экспериментальных моделях, и результаты являются неоднозначными, что определяется многогранностью их действия. ММП являются важным регулятором воспалительных процессов, проницаемости гематоэнцефалического барьера и, как следствие, отека головного мозга. Однако доказано положительное влияние ММП в процессах ангиогенеза, нейрогенеза и нейропластичности. Таким образом, дальнейшее изучение ММП является актуальным с точки зрения их роли в функциональном восстановлении после ишемического инсульта.
Рассеянный склероз (РС) — аутоиммунное воспалительно-демиелинизирующее, нейродегенеративное инвалидизирующее заболевание центральной нервной системы мультифакториального генеза. В начальных стадиях ремиттирующего РС преобладает аутоиммунное воспаление с чередованием обострений и ремиссий, но в последующем развивается прогрессирующая нейродегенерация, которая лежит в основе стойкой инвалидизации больных. Переход ремиттирующего РС во вторично-прогрессирующую форму представляет собой критический фактор для долгосрочного прогноза и делает необходимым поиск точных биомаркеров, предикторов риска трансформации течения РС. Одним из таких маркеров являются толщина слоя нервных волокон и ганглиозных клеток, а также состояние микроциркуляторного русла сетчатки глаза, которые легко верифицируются с помощью оптической когерентной томографии (ОКТ) — неинвазивного метода, позволяющего проводить сегментацию сетчатки в аксиальной плоскости в режиме реального времени.
Целью обзора является обсуждение результатов, достигнутых в изучении и применении ОКТ сетчатки как потенциального визуализационного биомаркера прогрессирования РС.
ИССЛЕДОВАНИЯ И КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Целью исследования являлась оценка иммунологического статуса и корреляционных взаимоотношений цитокинов различных групп у пациентов в остром периоде ишемического инсульта (ИИ).
Материал и методы. Обследовано 80 пациентов основной группы с диагнозом ИИ и 20 пациентов контрольной группы, имеющих сердечно-сосудистые заболевания. У всех пациентов были оценены коморбидная патология, когнитивные функции, демографические характеристики. У пациентов с ИИ оценивались подтип ИИ, функциональный статус с использованием индекса Бартел (BI), шкал Рэнкина (mRS) и Национального института здоровья (NIHSS), нейровизуализационные параметры. Лабораторная диагностика включала оценку сывороточных концентраций интерлейкинов, интерферонов, СХС- и СС-хемокинов, MIF, GM-CSF и TNF-α. Статистический анализ проводился с использованием языка программирования Python, библиотеки Pandas и SciPy.
Результаты. Определен более высокий уровень IFN-γ, CXCL1, CCL23 у пациентов с ИИ. Корреляция CXCL1 была выявлена с параметрами BI, NIHSS, МоСА и размером очага; IL-6 — с BI, NIHSS, наличием сахарного диабета (СД) и избыточной массой тела; IFN-γ — с гиперлипидемией, BI и NIHSS. Уровень CCL23 был связан с mRS на 14-й день, наличием атеросклероза и атеротромботическим подтипом ИИ; концентрации CCL2 — с BI, наличием атеросклероза, лейкоареоза и гипертонической болезни; CXCL8 — с параметрами МоСА, NIHSS и наличием СД.
Заключение. Исследование уровня и дифференциальной экспрессии цитокинов у пациентов в остром периоде ИИ является актуальным направлением клинической медицины. Верификация цитокинов CXCL1, CXCL8, CCL23, CCL2, IL-6 и IFN-γ в качестве потенциальных биомаркеров тяжести, течения и исходов ИИ требует уточнения в рамках проведения дальнейших исследований.
Обоснование. Воспалительные изменения в стенке сосудов играют важную роль в прогрессировании атеросклероза сосудов головного мозга и возникновении его осложнений, в том числе инсульта. Влияние транскраниальной микрополяризации и методов вторичной профилактики инсульта на развивающиеся в остром периоде острой мозговой катастрофы воспалительные изменения крови до конца не изучено.
Цель исследования: оценить изменение показателей крови, отражающих воспалительные изменения, у пациентов в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта на фоне комплексных реабилитационных мероприятий, включающих транскраниальную микрополяризацию и меры вторичной профилактики.
Материал и методы. Обследовано 78 пациентов в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта в возрасте от 42 до 75 лет (средний возраст 59,50 [54,50; 64,50]). Пациенты разделены на 2 группы. В 1-й группе применялась транскраниальная микрополяризация (46 чел., 59,0 %), во 2-й — не применялась (32 чел., 41,0 %). Всем пациентам перед началом курса реабилитации и после его завершения определялось содержание в крови С-реактивного белка, фибриногена, гликопротеина sCD40L, гомоцистеина и мочевой кислоты.
Результаты. Уровень С-реактивного белка, фибриногена и мочевой кислоты у пациентов за курс реабилитации существенно не менялся, а уровень гликопротеина sCD40L превышал нормативные значения до и после курса, снижаясь в ходе лечения у больных 1-й группы (p = 0,027). Концентрация гомоцистеина крови на протяжении курса реабилитации находилась в пределах референсных показателей, уменьшаясь у пациентов 1-й группы (p = 0,004). Выявлена дозозависимая сопряженность между приемом аторвастатина и снижением уровней мочевой кислоты, С-реактивного белка и фибриногена.
Заключение. Курс реабилитации с применением транскраниальной микрополяризации у пациентов в раннем восстановительном периоде инсульта сопровождается снижением уровня гликопротеина sCD40L и гомоцистеина крови. Агрессивная терапия статинами сопровождается улучшением показателей С-реактивного белка, фибриногена и мочевой кислоты крови.
Введение. Системный тромболизис является общепризнанным высокоэффективным способом лечения ишемического инсульта. Злокачественный ишемический инсульт (ЗИИ), характеризующийся поражением 50 % и более бассейна кровоснабжения средней мозговой артерии, является противопоказанием к выполнению системной тромболитической терапии. В то же время при поступлении в стационар в период терапевтического окна, до идентификации очага инфаркта в бассейне кровоснабжения средней мозговой артерии (СМА), часть пациентов со ЗИИ являются кандидатами для выполнения системного тромболизиса.
Цель исследования: определить эффективность внутривенной тромболитической терапии у пациентов с окклюзией проксимального сегмента средней мозговой артерии.
Материал и методы. В исследование включены 75 пациентов со ЗИИ, 9 из них была выполнена внутривенная тромболитическая терапия (ТЛТ), одному — в сочетании с эндоваскулярной механической тромбоэкстракцией. Один пациент после неэффективной внутривенной ТЛТ был прооперирован (выполнена декомпрессивная гемикраниэктомия).
Результаты. Выполнение внутривенной ТЛТ и/или эндоваскулярной механической тромбэкстрации у пациентов с окклюзией М1 сегмента СМА не предотвращало закономерного развития обширного ишемического поражения и отека полушария головного мозга у пациентов с окклюзией проксимального сегмента СМА. У 20 % пациентов имело место развитие внутримозгового кровоизлияния. Летальный исход после выполнения ТЛТ имел место у 30 % пациентов, его причиной явились нарастающий отек полушария головного мозга и развитие дислокационного синдрома.
Заключение. Выполнение внутривенной ТЛТ и/или эндоваскулярной механической тромбэкстрации у пациентов с окклюзией проксимального сегмента СМА не предотвращает закономерное развитие обширного ишемического поражения полушария головного мозга.
Хирургическое лечение пациентов с диффузными глиомами головного мозга направлено не только на увеличение длительности безрецидивного периода и продолжительности жизни, но и на достижение контроля над эпилептическими приступами и улучшение качества жизни.
Цель исследования — изучить факторы, определяющие эффективность хирургического лечения эпилепсии у пациентов с диффузным глиомами головного мозга.
Материал и методы. В исследуемую группу вошло 104 пациента с диффузными глиомами головного мозга, в возрасте 41,2 ± 14,7 года.
Результаты. Изучены клинические, нейровизуализационные, морфологические факторы. Из 104 пациентов диффузными глиомами головного мозга с эпилепсией, диагностированной до хирургического лечения, 6-месячной ремиссии после операции удалось достичь у 58 (55,77 %) пациентов, ремиссии в течение 12 мес. — у 55 (52,88 %) пациентов. Факт развития острых симптоматических эпилептических приступов в послеоперационном периоде (p = 0,68067), а также острого симптоматического эпилептического статуса (p = 0,41626) в послеоперационном периоде не определяют исходы хирургического лечения эпилепсии. Ни гистологический подтип диффузных глиом головного мозга, ни молекулярно-генетический профиль (мутация IDH1/2, коделеция 1p/19q) не определяют исходы оперативного лечения эпилепсии у этой категории пациентов. Группа противоэпилептических препаратов и схема приема (монотерапия, терапия двумя препаратами) также не оказывают влияния на исход хирургического лечения. Факторами, определяющими благоприятный исход хирургического лечения эпилепсии у пациентов с диффузными глиомами головного мозга, являются тотальное удаление новообразования, а также вовлечение комиссур головного мозга по результатам магнитно-резонансной томографии до хирургического вмешательства.
Заключение. Эффективность хирургического лечения эпилепсии определяется радикальностью удаления диффузной глиомы головного мозга, тем самым устранением опосредованных через глутамат механизмов эпилептогенеза.
Введение. Поверхностный сидероз центральной нервной системы — хроническое прогрессирующее заболевание, обусловленное субпиальным отложением продуктов распада гемоглобина вследствие длительного истечения малых объемов крови в субарахноидальное пространство. При инфратенториальном поверхностном сидерозе (ИПС) отложение гемосидерина происходит преимущественно на поверхности мозжечка, ствола мозга и спинного мозга. Ранняя диагностика ИПС способствует повышению эффективности лечения и предотвращению тяжелой инвалидизации.
Цель исследования — анализ клинико-нейровизуализационных, инструментальных и лабораторных характеристик серии собственных наблюдений пациентов с ИПС.
Материал и методы. Обследованы 7 пациентов с ИПС (4 мужчины, 3 женщины). Проведена оценка клинической картины, МРТ головного и спинного мозга, нейрофизиологических исследований, УЗИ органов брюшной полости и лабораторных показателей обмена железа.
Результаты. Медиана возраста на момент осмотра составила 63 года, медиана длительности заболевания — 3 года. Причины развития ИПС установлены у четырех пациентов. Клиническая картина в большинстве случаев была представлена прогрессирующей мозжечковой атаксией и нейросенсорной тугоухостью. По данным МРТ головного мозга у всех пациентов были выявлены типичные для ИПС нейровизуализационные признаки.
Заключение. С развитием методов нейровизуализации ИПС распознается все чаще, что требует от клиницистов осведомленности о данном заболевании, понимания его причин и наиболее оптимальной тактики ведения пациентов. Необходимо дальнейшее изучение методов лечения ИПС с целью редукции токсического влияния свободного железа на структуры ЦНС и уменьшения выраженности клинических проявлений заболевания.
После пандемии отмечен повсеместный рост «старых» бактериальных инфекций с септическим течением. В постпандемичный период имеют место особенности течения различных заболеваний у пациентов на фоне высокого титра антител к новой коронавирусной инфекции, причинно-значимая роль которых до настоящего времени неясна. Представлено клиническое наблюдение пациента с осложненным течением ветряной оспы в связи с присоединившейся бактериальной стрептококковой инфекцией с септическим течением, что привело к летальному исходу.
Описаны два случая альтернирующей гемиплегии (АГ) у детей одной возрастной группы, но с различными по степени тяжести клиническими проявлениями. У первого пациента наряду с гемиплегическими и эпилептическими приступами имеются речевые, поведенческие и интеллектуальные расстройства, а также двигательные нарушения. У второго пациента, несмотря на наличие довольно частых гемиплегических атак, нет двигательных и интеллектуальных расстройств. Точные причины такой клинической вариабельности пока неизвестны, что затрудняет прогноз течения у пациентов с АГ.
ИЗ ИСТОРИИ НЕВРОЛОГИИ
ISSN 2686-7192 (Online)